Уроки по развитию речи как одна из форм подготовки к итоговому собеседованию
(Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь» в 7 классе)
Начиная с 2019 года в список обязательных экзаменов входит итоговое собеседование по русскому языку как допуск до ГИА. Многие учащиеся при подготовке испытывают определённые трудности, связанные с речью. Проблема, на мой взгляд, актуальна. Я считаю, что подготовка к данному экзамену не должна проводиться только в 9 классе. Чтобы достичь высоких результатов, эту работу можно проводить, начиная с 5 класса.
Как известно, ИС направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Немаловажную роль в успешной сдаче данного экзамена играет работа по развитию речи, в том числе работа с репродукциями картин на уроках. В процессе работы по картине обогащается и расширяется словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к сдаче устного экзамена ОГЭ.
Подобную работу удобно проделывать на уроках развития речи, т.к. можно задействовать не только 3 задание (монологическое высказывание), но и, например, познакомиться с биографией автора, прочитав о нем текст и попробовав его пересказать (задание 1). Таким образом, у учеников будет более целостное восприятие репродукций картин, и вместе с тем же они будут отрабатывать навыки монологической речи, которые, несомненно, помогут при сдаче итогового собеседования по русскому языку.
Тема урока в 7 классе звучала так: «Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева “Вратарь”». Класс был разделён на 3 группы: первые две выполняли задания, аналогичные заданиям ИС, третья группа являлась в роли экспертов. В каждой из групп были учащиеся с разным уровнем знаний и способностей, это позволяло дифференцировать между ними материал (внутригрупповая дифференциация). Так, в обеих группах первые три задания (чтение, пересказ текста и монолог) выполняли ученики, способности которых выше, более слабым ученикам было предложено задать вопросы учащемуся, участвующему в монологе. Таким образом, на уроке используется две формы устной речи: диалог и монолог. После выступления учащихся обеих групп слово предоставляется экспертам. В этой группе все учащиеся подобраны с высоким уровнем знаний. Эксперты анализируют выступления учащихся в соответствии с критериями, отмечают положительные стороны, а также акцентируют внимание на разного рода ошибках, допущенных в ходе работы.
На мой взгляд, уроки по развитию речи в данной форме имеют большое значение.
Во-первых, учащийся, который в системе участвует в деятельности на уроке, чётко понимает структуру этого экзамена, задачи, которые перед ним стоят. Это позволяет ему быть увереннее на самой процедуре. Во-вторых, постепенная отработка навыков устной речи (чтение, пересказ, монолог, диалог) приведет к положительному результату, поэтому данную работу необходимо проводить, уже начиная с 5 класса, увеличивая с возрастом объём заданий.
Вашему вниманию предлагается видеофрагмент урока «Монолог. Описание картины С. Григорьева» учащейся 7 класса.
Материал подготовила учитель русского языка и литературы Волкова Юлия Александровна