|
Школьный музейИсторико-краеведческий музей МАОУ НТГО «ИСОШ»: традиции и современность
Чтобы встретиться с детством и юностью, Приглашает вас школьный музей. Посмотреть фотографии, вспомнить всё, И на сердце станет теплей. Уважают в школе традиции И поддерживают их всегда. Наш народ должен помнить прошлое И гордиться им на века… Музейная деятельность в МАОУ НТГО "ИСОШ" Богата история школьного музея (открыт в 1960 г.; переаттестация – свидетельство № 398 от 26.01.2006, паспортизация 2010 г.). Материалы для его создания собирались в 50-60-е годы учениками и учителями школы в ходе поисковой туристско-краеведческой работы. Руководила музеем и краеведческой работой Болотова Надежда Дмитриевна – заслуженный учитель РСФСР. Было собрано около 3000 экспонатов основного и вспомогательного фонда. Работали отделы музея:
В 1961 году в музей приезжали представители Центральной детской экскурсионной станции. В 1962 году на I Всесоюзном слёте юных путешественников школе был вручён кубок за краеведческую работу. Трижды команда школы защищала честь Свердловской области на Всероссийских слётах юных туристов. В 1964 году школу посетили директора областных детских экскурсионных станций с целью знакомства с туристско-краеведческой работой. В 1982 году школа представляла город Нижняя Тура на Республиканском слёте актива школьных музеев. В 1989 году участвовала в областной краеведческой конференции. Это только основные вехи в истории музея, который соответствовал трём главным особенностям школьных музеев:
В конце 80-х годов музей был расформирован. Экспонаты и материалы хранились в разных зданиях и помещениях, в плохих условиях. Многие из них были разрушены, испорчены, утеряны. В 90-е годы оформлялись отдельные композиции и тематические выставки:
Музей был восстановлен в 1998-1999 учебном году. В помещении музея оформили 4 раздела:
С конца 90-х годов руководителем школьного музея назначена Кардаполова Елена Ивановна, учитель истории и обществознания, выпускница Исовской средней школы. Краеведение – традиционно является одним из основных направлений в программе развития школы. Сохранены школьные традиции музейной деятельности. Совет музея в сотрудничестве с советом библиотеки, школьными методическими объединениями планируют, проводят циклы общешкольных мероприятий ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню памяти и скорби и др. В основу работы взят «Календарь знаменательных и памятных дат», «Дни воинской славы», юбилейные даты из истории страны, малой родины, школы. На базе музея школы успешно проведены городские семинары:
Определена концепция краеведческого направления: «Моя малая родина в истории страны». Работа ведётся по уровням патриотического воспитания: «Я – Моя семья – Моя школа – Мой край – Моё Отечество». Главной целью музейной педагогики является воспитание патриотизма, любви к родному краю, интереса к его истории как части истории Отечества. Применяются формы и методы работы:
Материалы музея пользуются большим спросом. Выполняются заявки от учащихся и учителей школы к урокам и классным часам, от выпускников школы и студентов, обучающихся в г. Нижняя Тура, Качканар, Екатеринбург, Краснотурьинск для докладов и исследовательских работ, от частных лиц, краеведов (Мосин К.И., Кривошеина Л.Г., Гаврилова А.Н.). Разнообразны темы заявок: «Моя малая родина», история создания и развития музея, история школы, областная программа «Родники», о политических репрессиях, история Лялинского ЛПУ МГ, об участниках войны и тружениках тыла, Героях Советского Союза – наших земляках и другие. Музей предоставлял материалы по заданию городского Совета ветеранов для книг об исовчанах-участниках войны и тружениках тыла. В музее ведётся фотолетопись школьной жизни. Листы выставляются для всеобщего обозрения на вечерах встречи выпускников, которые с удовольствием рассматривают и вспоминают о своём участии в делах школы. В музейных папках хранятся сведения о войне, творческие работы учащихся, листы «Дембельского альбома» и т.д. С научно-исследовательскими проектами («История развития золотоплатиновой промышленности на примере Исовского прииска», «Вклад родного края в Великую Победу») ученики выступали на муниципальной научно-практической конференции в г. Нижняя Тура и Малых Демидовских чтениях в г. Нижний Тагил. Участвовал школьный музей в работе МИСОР – Музейно-исторического сообщества региона (г. Лесной, г. Нижняя Тура, г. Качканар) по обмену опытом, в смотре-конкурсе музеев и уголков боевой славы ОУ Нижнетуринского городского округа. Результаты музейно-краеведческой деятельности отражены в грамотах разного уровня, неоднократно музей занимал призовые места и получал благодарности за участие в муниципальных и областных акциях по военной истории (за участие в сохранении исторического наследия и в областной акции «60-летию Великой Победы – 60 добрых дел», «Лучшие архивные материалы, отражающие роль исовчан в победе над Германией», за хорошую организацию работы по гражданско-патриотической деятельности). Творческие отчёты о работе школьного музея представляли:
Т.о., музейную деятельность, историко-краеведческое и гражданско-патриотическое направления, доставшиеся нам в наследство от 50-60-х гг. прошлого века от замечательных наставников старшего поколения, с честью продолжает нынешнее поколение школы.
|
|