Историко-краеведческий музей МАОУ НТГО «ИСОШ»: традиции и современность
Чтобы встретиться с детством и юностью,
Приглашает вас школьный музей.
Посмотреть фотографии, вспомнить всё,
И на сердце станет теплей.
Уважают в школе традиции
И поддерживают их всегда.
Наш народ должен помнить прошлое
И гордиться им на века…
Музейная деятельность в МАОУ НТГО "ИСОШ"
Богата история школьного музея (открыт в 1960 г.; переаттестация – свидетельство № 398 от 26.01.2006, паспортизация 2010 г.). Материалы для его создания собирались в 50-60-е годы учениками и учителями школы в ходе поисковой туристско-краеведческой работы. Руководила музеем и краеведческой работой Болотова Надежда Дмитриевна – заслуженный учитель РСФСР. Было собрано около 3000 экспонатов основного и вспомогательного фонда. Работали отделы музея:
- Природа родного края
- Дореволюционное прошлое Исовского прииска
- Октябрьская революция и гражданская война
- Первые пятилетки
- Современное производство
- Великая Отечественная война
- История комсомола
- История школы
В 1961 году в музей приезжали представители Центральной детской экскурсионной станции. В 1962 году на I Всесоюзном слёте юных путешественников школе был вручён кубок за краеведческую работу. Трижды команда школы защищала честь Свердловской области на Всероссийских слётах юных туристов. В 1964 году школу посетили директора областных детских экскурсионных станций с целью знакомства с туристско-краеведческой работой. В 1982 году школа представляла город Нижняя Тура на Республиканском слёте актива школьных музеев. В 1989 году участвовала в областной краеведческой конференции.
Это только основные вехи в истории музея, который соответствовал трём главным особенностям школьных музеев:
- были собраны подробнейшие сведения о ближайших окрестностях школы (природе, истории, производстве и т. д.), что позволяет «отразить мир в капле воды»;
- музей помогал в учебно-воспитательной работе школы;
- показывал пути и методы ведения краеведческой работы в школе.
В конце 80-х годов музей был расформирован. Экспонаты и материалы хранились в разных зданиях и помещениях, в плохих условиях. Многие из них были разрушены, испорчены, утеряны.
В 90-е годы оформлялись отдельные композиции и тематические выставки:
- 1995 год – создан отдел музея «История школы»;
- 1997 год – «Ратные дела уральцев»
Музей был восстановлен в 1998-1999 учебном году. В помещении музея оформили 4 раздела:
- История школы
- История посёлка
- Гражданская война
- Великая Отечественная война
С конца 90-х годов руководителем школьного музея назначена Кардаполова Елена Ивановна, учитель истории и обществознания, выпускница Исовской средней школы.
Краеведение – традиционно является одним из основных направлений в программе развития школы. Сохранены школьные традиции музейной деятельности. Совет музея в сотрудничестве с советом библиотеки, школьными методическими объединениями планируют, проводят циклы общешкольных мероприятий ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню памяти и скорби и др. В основу работы взят «Календарь знаменательных и памятных дат», «Дни воинской славы», юбилейные даты из истории страны, малой родины, школы.
На базе музея школы успешно проведены городские семинары:
- 1998 год – «История школы в лицах и документах», устный журнал «Путешествие длиною в 80 лет»;
- 2001 год – «Экскурс по памятным событиям школьного краеведения»;
- 2005 год – «Современный урок» – «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти».
Определена концепция краеведческого направления: «Моя малая родина в истории страны». Работа ведётся по уровням патриотического воспитания: «Я – Моя семья – Моя школа – Мой край – Моё Отечество». Главной целью музейной педагогики является воспитание патриотизма, любви к родному краю, интереса к его истории как части истории Отечества.
Применяются формы и методы работы:
- планирование, организация, руководство и подведение итогов традиционных месячников, декад, комплексных мероприятий (общешкольных и поселковых);
- конкурсные программы (конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, викторины);
- музейные и тематические классные часы, уроки Мужества;
- подготовка экскурсоводов и лекторских групп;
- экскурсии в школьном музее, поездки в музеи района;
- концертные программы и акции милосердия в Исовском отделении медико-социальной реабилитации;
- выставки материалов музея, рисунков, плакатов, боевых листков;
- встречи с интересными людьми в школьном музее, в том числе по линии Совета ветеранов посёлка и города Нижняя Тура;
- поздравление ветеранов войны и участников боевых действий в микрорайоне школы;
- субботники по благоустройству территории у памятника исовчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны;
- участие в митингах, посвящённых Дню Победы и Дню памяти и скорби (шествие, возложение гирлянды, подготовка чтецов, почётного караула);
- учебно-познавательные игры, интегрированные и открытые уроки.
Материалы музея пользуются большим спросом. Выполняются заявки от учащихся и учителей школы к урокам и классным часам, от выпускников школы и студентов, обучающихся в г. Нижняя Тура, Качканар, Екатеринбург, Краснотурьинск для докладов и исследовательских работ, от частных лиц, краеведов (Мосин К.И., Кривошеина Л.Г., Гаврилова А.Н.).
Разнообразны темы заявок: «Моя малая родина», история создания и развития музея, история школы, областная программа «Родники», о политических репрессиях, история Лялинского ЛПУ МГ, об участниках войны и тружениках тыла, Героях Советского Союза – наших земляках и другие. Музей предоставлял материалы по заданию городского Совета ветеранов для книг об исовчанах-участниках войны и тружениках тыла.
В музее ведётся фотолетопись школьной жизни. Листы выставляются для всеобщего обозрения на вечерах встречи выпускников, которые с удовольствием рассматривают и вспоминают о своём участии в делах школы.
В музейных папках хранятся сведения о войне, творческие работы учащихся, листы «Дембельского альбома» и т.д.
С научно-исследовательскими проектами («История развития золотоплатиновой промышленности на примере Исовского прииска», «Вклад родного края в Великую Победу») ученики выступали на муниципальной научно-практической конференции в г. Нижняя Тура и Малых Демидовских чтениях в г. Нижний Тагил.
Участвовал школьный музей в работе МИСОР – Музейно-исторического сообщества региона (г. Лесной, г. Нижняя Тура, г. Качканар) по обмену опытом, в смотре-конкурсе музеев и уголков боевой славы ОУ Нижнетуринского городского округа.
Результаты музейно-краеведческой деятельности отражены в грамотах разного уровня, неоднократно музей занимал призовые места и получал благодарности за участие в муниципальных и областных акциях по военной истории (за участие в сохранении исторического наследия и в областной акции «60-летию Великой Победы – 60 добрых дел», «Лучшие архивные материалы, отражающие роль исовчан в победе над Германией», за хорошую организацию работы по гражданско-патриотической деятельности). Творческие отчёты о работе школьного музея представляли:
- 2014 г. – в Конкурсе на соискание Премии «Белая птица» ООО «Газпром трансгаз Югорск» – проект «Школьный историко-краеведческий музей – центр гражданско-патриотического воспитания»;
- 2015 г. – на Международной научной конференции «70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности», секция «История Великой Отечественной войны в процессе образования и патриотического воспитания» (Екатеринбург. УрГУ);
- 2015 г. – на Открытой музейной конференции «Потенциал музеев всех форм в образовательном и культурном пространстве территории» (г. Лесной);
- 2020 г. – в Муниципальной школе молодых педагогов на базе нашей школы – мастер класс «Актуальные аспекты гражданско-патриотического воспитания в современной школе».
Т.о., музейную деятельность, историко-краеведческое и гражданско-патриотическое направления, доставшиеся нам в наследство от 50-60-х гг. прошлого века от замечательных наставников старшего поколения, с честью продолжает нынешнее поколение школы.