Гражданско-патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательной работы в любой школе. В Исовской СОШ есть то, что придает особенность работе в этом направлении. Гораздо легче и эффективней справится с данной задачей, если в школе есть музей.
Богата история и школьного историко-краеведческого музея (открыт в 1960 г.; переаттестация – свидетельство № 398 от 26.01.2006). Материалы для его создания собирались в 50-60-е гг. учениками и учителями школы в ходе поисковой туристско-краеведческой работы. В те годы он был одним из лучших школьных музеев РСФСР. Было собрано около 3000 экспонатов основного и вспомогательного фонда. В 1962 году на I Всесоюзном слёте юных путешественников школе был вручён кубок за краеведческую работу. Трижды команда школы защищала честь Свердловской области на Всероссийских слётах юных туристов. В 1982 году школа представляла город Нижняя Тура на Республиканском слёте актива школьных музеев. В 1989 году участвовала в областной краеведческой конференции.
Музей был восстановлен в 90-е годы. Сколько было оформлено стендов, листов фотолетописи, выставок, написано рефератов. Разделы музея: история родного края, школы, Великая Отечественная война. Сохранены школьные традиции: уроки мужества, музейные часы, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла и многое другое.
Совет музея в сотрудничестве с советом библиотеки, школьными методическими объединениями планирует, проводит циклы общешкольных мероприятий:
ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню Героев Отечества, Дню Неизвестного солдата, юбилейным датам военной истории. Разработана концепция историко-краеведческого и гражданско-патриотического направления – «Моя малая родина в истории страны». Работа ведётся по уровням патриотического воспитания: Я – Моя семья – Моя школа – Мой край – Моё Отечество. Применяются формы и методы работы:
- планирование, организация, руководство и подведение итогов традиционных месячников, декад, комплексных мероприятий (общешкольных и поселковых);
- конкурсные программы (конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, викторины);
- музейные и тематические классные часы, уроки Мужества;
- подготовка экскурсоводов и лекторских групп;
- экскурсии в школьном музее, поездки в музеи района;
- концертные программы и акции милосердия в Исовском отделении медико-социальной реабилитации;
- выставки материалов музея, рисунков, плакатов, боевых листков;
- встречи с интересными людьми в школьном музее, в том числе по линии Совета ветеранов посёлка и города Нижняя Тура;
- поздравление ветеранов войны и участников боевых действий в микрорайоне школы;
- субботники по благоустройству территории у памятника исовчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны;
- участие в митингах, посвящённых Дню Победы и Дню памяти и скорби (шествие, возложение гирлянды, подготовка чтецов, почётного караула);
- учебно-познавательные игры, интегрированные и открытые уроки.
Материалы музея пользуются большим спросом. Выполняются заявки от учащихся и учителей, выпускников школы и студентов, от частных лиц и краеведов. Музей предоставлял материалы по заданию городского Совета ветеранов для книг об исовчанах – участниках войны и тружениках тыла, о роли Исовского прииска в годы войны.
Можно с уверенностью сказать, что за последние десятилетия музей стал центром координации деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в школе, уникальным механизмом социально-культурной коммуникации взрослых и детей. Накоплен опыт организации, формы и методы работы по данному направлению, который из доброй традиции перерос в стройную систему, предполагающую планирование, реализацию и результаты. Невозможно перечислить огромного количества текущих дел и, не побоюсь этих слов, замечательных открытий и успехов, которые позволяет нам музейно-педагогическая деятельность.
Разработали Программу гражданско-патриотического воспитания в школе в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». В её структуре обоснование, актуальность, содержание, этапы реализации. Поставлена цель – дальнейшее развитие и совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания школьников, задачи – развитие гражданской активности, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение в деятельность современных форм, методов. Содержание Программы – в виде циклограммы мероприятий, месячников, декад. Контроль над реализацией Программы осуществляет Совет музея.
Налажено взаимодействие с другими учреждениями социума. В основу работы взят «Календарь знаменательных и памятных дат» и юбилейные даты из истории страны, малой родины, школы, в том числе военные страницы: Московская, Сталинградская, Курская битвы, прорыв и снятие блокады Ленинграда, Великая Победа. Проводятся общешкольные викторины к юбилейным датам, циклы уроков мужества на темы: «Уральский добровольческий танковый корпус», «Пионеры-герои», «Учителя Исовского района – участники Великой Отечественной» и т.д. Принимаем участие в муниципальном конкурсе военной песни, в викторинах, например, «Бессмертный подвиг», посвящённой землякам – Героям Советского Союза (по линии местной газеты «Время»), «Держава армией сильна».
По спортивно-патриотическому направлению: традиционные «Зарница», военизированная эстафета, кросс (учителя физической культуры). Интересной находкой и гордостью стали Малые Олимпийские игры в школе, особенно любимые учащимися.
В музейных папках хранятся сведения о войне, творческие работы учащихся, листы «Дембельского альбома». Все они замечательные образцы применения личностно ориентированной технологии.
Защита рефератов по истории всегда предполагает сведения по родному краю из фонда музея. С научно-исследовательскими проектами, например, «Вклад родного края в Великую Победу» выступали на муниципальной научно-практической конференции в г.Нижняя Тура и Малых Демидовских чтениях в г. Нижний Тагил. Участвуем в работе МИСОР – Музейно-исторического сообщества региона (Лесной, Нижняя Тура, Качканар) по обмену опытом, в смотре-конкурсе музеев и уголков боевой славы ОУ Нижнетуринского городского округа. Результаты музейно-краеведческой деятельности отражены в грамотах разного уровня, неоднократно музей занимал призовые места и получал благодарности за участие в муниципальных и областных акциях. Эмоционально-нравственный аспект проявляется в желании ребят стоять в почётном карауле у памятника воинам-исовчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, участвовать в митинге у захоронения воина-афганца, в акциях «Поздравь ветерана», «Дети войны», в словах благодарности на встречах с ветераном.
Таким образом, гражданско-патриотическое направление в программе развития школы, доставшееся нам в наследство от 60-х гг. прошлого века от замечательных наставников старшего поколения, с честью продолжает нынешнее поколение. Необходимо эффективно использовать опыт работы и материалы музея по военной истории в учебно-воспитательной работе нашей школы. Мы не должны забывать трудные, но в то же время героические и славные страницы нашей истории.
Гражданственность, нравственность, патриотизм –
Настрой нашей жизни на оптимизм.
Клянёмся традиции школы развить,
Наследие прошлых лет не забыть…
Руководитель музея школы
Кардаполова Елена Ивановна