Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся…
Ф. Тютчев
Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены, поэтому современному учителю на порядок труднее работать в такой ситуации, а особенно сложно учителю русского языка и литературы. Каким должен быть этот учитель сегодня?
Современный учитель-словесник должен представлять из себя сплав творчества, ума, богатого внутреннего мира и неистощимой жизненной энергии, и только тогда он сможет донести до детей необходимые знания и умения. Он не должен нести только своё видение предмета – он должен помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир. Основная задача уроков русского языка и литературы – не только научить грамотно писать, не только развить у ребят интерес к чтению, а главное, пробудить в сердце каждого ученика «чувства добрые» Именно эту задачу ставят перед собой учителя-словесники нашей школы. Брагина Марина Аркадьевна – самый опытный учитель русского языка и литературы, её педагогический стаж без малого четыре десятилетия. Данного учителя отличает постоянный творческий поиск, требовательность, справедливость, понимание, эмоциональность. Учеников Марины Аркадьевны знают как победителей городских олимпиад. В целях повышения интереса к предмету Марина Аркадьевна проводит огромную внеклассную работу. Она постоянный участник различных конкурсов. 27 лет проработала в школе Постникова Татьяна Михайловна. Доброта, отзывчивость, трудолюбие – её отличительные черты. Татьяна Михайловна умеет найти подход к любому, даже самому «трудному» ребёнку. Она пользуется заслуженным уважением учащихся, их родителей, коллег. Кропотливый труд, способность радоваться жизни, творческое отношение к делу – это стиль работы Постниковой Татьяны Михайловны. Её взаимоотношения с учениками строятся на глубоком убеждении в том, что все дети талантливы. Эту мысль она внушает неустанно и любой, пусть робкий, успех ребёнка использует для того, чтобы это доказать. На уроках Татьяна Михайловна большое внимание уделяет развитию речи учащихся, работает над обогащением их словарного запаса, учит излагать собственные мысли. Проводит зачёты, тесты, применяет на уроках викторины, игры, различные виды диктантов, что помогает развивать у учащихся внимание, память, мышление. Учеников Куклиной Лилии Хамитовны отличает умение творчески мыслить, нестандартно подходить к решению проблемных ситуаций на уроках, грамотно выполнять задания. Учитель убеждает ребят в том, что каждый из них – целый микромир и надо учиться выражать себя, не бояться высказывать собственные мысли. Её воспитанники знают, что самосовершенствование трудно, но и бесконечно радостно. Суворова Ирина Николаевна – это тот самый учитель, что делает школьные годы своих учеников счастливыми и творческими, не заполненными унылой зубрёжкой и скукой. Атмосфера, которая царит на её уроках – это атмосфера поиска, достижений и творческих открытий. Описать словами всю сложность и одновременно простоту её уроков трудно. Это незаметное для ребят целенаправленное руководство. План работы составлен гибко, и в то же время неизменно приводит к поставленной цели. А цель всегда сформулирована точно, иначе ничего не добьёшься. Основное достоинство уроков Ирины Николаевны – полная самостоятельность под полным контролем. И меру этой самостоятельности она тоже определяет сама. Волкова Юлия Александровна – интеллигентный, грамотный, творчески работающий учитель. В союзе с учителем воспитанники Юлии Александровны побеждают в творческих конкурсах разного уровня. Уроки литературы – это школа жизни и воспитания. На уроках Юлии Александровны происходит «обдумывание» жизни. Строя свою работу по принципу «от простого к сложному», педагог целенаправленно ведет учеников от восприятия к глубокому пониманию авторского замысла и авторской позиции, открывает перед каждым индивидуальный художественный мир писателя. Каждый её урок несёт глубоко воспитательный эффект. Энергичность, трудолюбие, профессионализм, требовательность к себе и другим отличают Бехтереву Лидию Борисовну. Яркая, эмоциональная, она сумела увлечь детей любовью к родному языку. Свои уроки строит так, чтобы учащиеся могли самореализовываться, самосовершенствоваться. Задача создания атмосферы творчества, поиска, сотрудничества – главная в её работе. Личность самого педагога становится для ребят примером, порождает желание подражать ей.
В апреле этого года МБОУ «ИСОШ» исполняется 80 лет. Подводя итоги за эти годы, хочется вспомнить тех, кто стоял у истоков школы. Давно на заслуженном отдыхе опытнейшие педагоги: Смотрина Лидия Поликарповна, Симоненко Лидия Ивановна, Бабкина Раиса Ивановна и Перминова Мария Ивановна, совсем недавно ушли на заслуженный отдых Ибатулина Надежда Ивановна, Ахтямова Ольга Олеговна. Но первое, что ощущаешь при встрече с ними, - они моложе, чем есть на самом деле. И это правда: тот, кто работал с юными, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне – несомненно. И Надежда Ивановна, и Ольга Олеговна всегда живо интересуются происходящим в школе сегодня.
Судьба подарила нам встречу с замечательными педагогами, к сожалению, рано ушедшими из жизни: Шкараденок Вера Павловна, Бизимова Ирина Владимировна, Ильиных Светлана Владимировна. Они поражали нас своим мастерством и профессионализмом, были для нас достойным примером для подражания. Их давно уже нет с нами, но осталась благодарная память. Мы помним потрясающей красоты улыбку Веры Павловны, её готовность всегда прийти на помощь. Помним уравновешенность Ирины Владимировны и спокойствие Светланы Владимировны. Это настоящие Учителя!
Школа – это целая жизнь: удивительная и неповторимая, наполненная радостями и горестями, успехами и неудачами, новыми открытиями и неожиданными встречами. Хочется, чтобы каждый день этой жизни стал по-настоящему интересным и незабываемы. А это во многом зависит от учителя. Известный немецкий философ К. Фрелих писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». А наша школа по праву гордится своими педагогами.
Каркашевич Оксана Васильевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы